Сочинения по литературе Сочинения по литературе: В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-по-мещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом - и в этом, как считает Н. Гоголь, - основное зло социально-политической системы России.

Похожие сочинения

, 05Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России. Последовательность появления этих образов также не случайна: Эти персонажи даны как бы в двойном освещении — такими, как они сами себе кажутся, и такими, каковы они на самом деле. Подобный контраст вызывает комический эффект и одновременно горькую усмешку читателя.

Мотив страха. В «МЕРТВЫХ ДУШАХ» непонятное поведение Чичикова наводит ужас на городских чиновников: как только сказал тому и другому.

Вся Русь явится в нем! Тема взяточничества проявляется и в биографии Чичикова, причем эпизод с неким обобщенным просителем можно считать отступлением о взятках, в финале которого автор делает явно ироничный вывод: Не по чину берешь! Этот отрывок Гоголь заканчивает так: При всей видимой самоуверенности и властности чиновники чрезвычайно подвержены часто беспричинному страху: Обычная причина возникновения страха - сплетни: В лирическом отступлении о толстых и тонких чиновниках Гоголь применяет оригинальный и меткий принцип деления, в основу которого положены уже внешние различия.

Именно это и оценил Н. Гоголь и построил свою поэму как бесконечное путешествие Чичикова. Бели читать поэму не вдумываясь, то может создаться ощущение, что это абсолютно ни на что не похожее самостоятельное произведение, но такое суждение ошибочно. По ходу развития событий можно заметить сходство в основном с двумя произведениями: Одиссей — это Чичиков, Итака — это будущее семейство, а море — это бесконечные дороги.

Как и Одиссей, Чичиков встречает множество людей и чудовищ.

Когда Гоголь читал Пушкину первые главы «Мертвых душ», Пушкин (он же В спектакле Вс. Мейерхольда семантическая структура мотива страха.

Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: В этом мотиве — и неведомые пути русского национального развития: Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков.

Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву — дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути. Бричка главного героя имеет очень важное значение.

Чичиков — герой пути, и бричка — его дом. Эта предметная деталь, являясь, несомненно, одним из средств создания образа Чичикова, играет большую сюжетную роль: Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева то есть бричка выручает Чичикова ; бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки.

Поэтика Гоголя [2/4]

В шестой главе тон повествования резко меняется — возрастают мотивы грусти, печали. Пока же отметим общее свойство всех гоголевских образов. Определенность диапазона любого гоголевского образа о чем говорилось в предыдущей главе совмещена с тончайшей его нюансировкой. Собакевич хитер и осторожен, однако не только Чичикову, но и председателю палаты в чем уже совсем не было никакой нужды он расхваливает каретника Михе-ева, и когда тот вспоминает: И пакостит он не со зла, не с корыстью, а так — неизвестно от чего.

Тем не менее, подхватывая главный мотив сцены ярмарки, финал Здесь можно было бы спросить Манна: герои «Мертвых душ» и страхом своей смерти (у Золотусского) и бог знает ещё какими причинами.

Изображение все время двоится: В свою очередь, и образ дороги расслаивается на контрастные образы: Аномалия действительности подчас прямо, диктаторски вторгалась в гоголевский художественный мир. Рациональное и гротескное образуют два полюса поэмы, между которыми развертывается вся ее художественная система. Благодаря этому мы не всегда отчетливо сознаем, кого именно мчит вдохновенная гоголевская тройка. А персонажей этих, как подметил еще Д.

Мережковский, трое, и все они достаточно характерны. Наоборот, Гоголь их обнажает, руководствуясь своим правилом: Неестественной властью осветились мои очи: Показана противоположность вдохновенной мечты и отрезвляющей яви. Но тот контраст в позитивной сфере, о котором мы сейчас говорили, нарочито неявен, завуалирован или же формальной логичностью повествовательного оборота или же почти незаметной, плавной сменой перспективы, точек зрения.

Примером последнего является заключающее поэму место о тройке: В результате граница, где тройка Чичикова превращается в Русь-тройку, маскируется, хотя прямого отождествления поэма не дает.

. Два типа характеров в «мертвых душах»

Тема воспитания в поэме Н. В Гоголь обладал гениальным даром подмечать комические стороны реальной жизни, а потому большинство его произведений наполнено тонким юмором и едкой сатирой. В смехе он видел сильнейшее оружие борьбы с социальным злом. На этом общем фоне еще ярче видна комичность каждого отдельного героя. Манилов ведет себя так, как будто является эталоном культуры, образованности, утонченности чувств и человеческого достоинства. Однако при ближайшем рассмотрении он оказывается лишь пустым мечтателем и сентиментальным болтуном.

Сочинение по произведению Ревизор Гоголь: Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н.

Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Это авторское рассуждение наводит на такую мысль: Думается, и мотив церкви, который впервые в поэме встречается именно в этой главе, и параллель слово—Логос указывают на то, что в лирике сконцентрировано духовное наставление.

Эту мысль подтверждает и лирическая вставка, помещенная в шестую главу, где Гоголь прямо обращается к людям: А в следующей главе эта мысль наполняется новым идейным содержанием. По-моему, как раз в этих-то словах и проявляется более всего полемическое начало поэмы. Во многом проясняет гоголевский замысел и объясняет слова из его письма о предмете поэмы лирическое отступление, в котором воскрешаются образы умерших крепостных крестьян. А увиденный в этой лирической вставке библейский мотив список мужиков напоминает Книгу Жизни, в которую записываются поступки каждого человека раскрывает смысл еще одной идеи автора: Степан Пробка, каретник Михеев — мастера своего дела.

Однако задача Гоголя — указать путь истинный именно грешникам в Библии говорится, что Христос пришел спасать не праведников, а грешников. И в лирической вставке, помещенной в восьмой главе, автор утверждает, что человек сам должен сделать первый шаг навстречу духовному перерождению:

Сочинение на тему Образ дороги в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» читать бесплатно

Как важнейший аллегорический образ, выстраивающий жанр и сюжет поэмы, большинством исследователей указывается образ дороги, несущий в себе смыслы жизненного пути, богоискательства и духовного совершенствования путь через мытарства в град небесный Иерусалим , исторического и провиденциального пути России [2]. Манна находятся серьезные возражения против градационной схемы: То, что мы называем маниловщиной, ноздревщиной и т.

В каждое из этих понятий-комплекв входит множество оттенков, множество подчас взаимоисключающих свойств, вместе образующих новое качество, не покрываемое одним определением [5]. Не оспаривая наблюдений предшественников, попавших в наше поле зрения, осмелимся предложить свои, дополняющие и без того сложную картину. На наш взгляд, последовательность движения Чичикова от одного помещика к другому определяется тем, что четверо из них Манилов, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин представляют собой аллегорию четырех возрастных этапов на жизненном пути.

и других животных в огонь, принося их в жертву вместо человеческих душ». безволия мертвых, бесконечно далеко от созерцательного резонерства описания единственного субъекта), повторяют мотив страха замкнутого.

В поисках живой души. Гоголевская поэма поразила читателей уже своим заглавием. Данный материал поможет грамотно написать и по теме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. Герцен записал в дневнике: Чего заглавие-то одно стоит, точно зубы кто скалит: В этих отзывах зафиксирована не только необычность названия, о и его особая, можно сказать, ключевая роль в поэме.

Перед нами некая формула, которой предстоит облечься в плоть, ожить в тексте произведения. Но вначале один-два предшествующих примера. И все эти значения, оттенки значений вмещает одно слово: Это и символ какого-либо явления или абстрактного понятия самого различного свойства: С одной стороны, чрезвычайно драматичен, взрывоопасен был уже тот материал, к которому прикоснулся Гоголь в поэме.

Сама история создала поразительный парадокс:

Нацу Драгнил - Я словно монстр